В июне 2017 года прокуратурой Юргамышского района проведена проверка соблюдении требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении твердых коммунальных, строительных и иных отходов от населения на территории Гороховского, Вилкинского, Гагарьевского, Таловского, Фадюшинского, Островского, Песковского, Малобеловского сельсоветов.
В ходе проверки было установлено, что в ряде сельсоветов вид использования земли сельскохозяйственного назначения, образующий площадку для временного хранения твердых бытовых (коммунальных) отходов в нарушение требований ст. 78 Земельного кодекса РФ не переведен в земли промышленности.
Площадки временного хранения твердых бытовых (коммунальных) отходов внесены в территориальную схему обращения с отходами Курганской области, утвержденной приказом Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016 № 566 (приложение 10).
Вместе с тем, складирование и размещение коммунальных отходов от населения, на данных площадках временного хранения отходов происходят с грубыми нарушениями требований природоохранного законодательства.
Нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч.1 ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3.7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №80 (далее – Санитарные правила) для безопасной эксплуатации к площадкам временного хранения предъявляется ряд обязательных требований.
Между тем проверкой установлено, что в нарушение Санитарных правил указанные площадки временного хранения отходов не имеют искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия. Отходы складируются на земле.
Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом отсутствует). Периметральная обваловка площадки не произведена.
Кроме того, нормативная санитарно-защитная зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов не установлена. Срок размещения отходов превышает 11 месяцев.
Для устранения выявленных нарушений закона, 22.06.2017 прокуратурой района главам вышеуказанных сельсоветов внесено 8 представлений из которых: 4 в настоящее время рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 виновных лица, 4 находятся на рассмотрении.
Заместитель прокурора Юргамышского района
младший советник юстиции
А.Б. Скоробогатов